Земляные работы

Способы производства земляных работ

(прдолжение)

   До начала работ одноковшовых экскаваторов необходимо разбить на местности и отметить вешками: оси траншей или контуры котлованов, четко обозначив границы разработки траншей или котлованов; оси и границы отвалов выброшенного грунта; места остановки транспортных средств для погрузки грунта. При этом необходимо стремиться к сохранению более или менее постоянного минимального угла поворота стрелы экскаватора и к сокращению времени рабочего цикла. Цикл работы экскаватора состоит из времени, расходуемого на набор грунта в ковш, подъем ковша, перемещение его к месту разгрузки, выгрузку грунта из ковша, обратное возвращение ковша и установку его в рабочее положение для набора грунта. Например, при работе экскаваторов Э-505 и Э-652 наиболее часто используемых при разработке траншей и котлованов, количество циклов колеблется от 3 до 4 в 1 мин, т. е. каждый цикл занимает лишь 20—15 сек. Поэтому сокращение продолжительности цикла даже на 1 сек ведет к увеличению производительности экскаватора на 5—7%. Вот почему так важно точно отмечать на местности оси от вала выброшенного грунта и места остановки автосамосвалов.

   Разработка траншей многоковшовыми экскаваторами. Для разработки траншей при прокладке трубопроводов наиболее удобны многоковшовые цепные и роторные экскаваторы. Многоковшовые цепные экскаваторы используют для разработки траншей „ преимущественно в условиях городского и промышленного строительства; роторные экскаваторы применяют главным образом при строительстве магистральных водо-нефте- и газопроводов за пределами застроенной территории.

   Универсальный многоковшовый экскаватор ЭТУ-353 (рис. 59) может разрабатывать траншеи прямоугольного и ступенчатого профиля. У этого экскаватора три вида сменного оборудования для разработки траншей шириной по дну 0,8—1,1 м и поверху до 3,2 м, глубиной до 3,5 м.

Ступенчатая разработка траншеи многоковшовым экскаватором ЭТУ-353
Рис. 59. Ступенчатая разработка траншеи многоковшовым экскаватором ЭТУ-353

   При разработке русл каналов или глубоких осушительных канав используют многоковшовые экскаваторы поперечного черпания, перемещающиеся вдоль разрабатываемой выемки по рельсовому пути.

   Разработка грунтов скреперами, бульдозерами и грейдерами. При планировке промышленных площадок, а также при разработке котлованов под разные здания и сооружения со срезкой грунта на относительно небольшую глубину, но на значительной площади и с перемещением срезаемого грунта на небольшие расстояния применяются скреперы. Отечественной промышленностью выпускаются скреперы с ковшами емкостью до 15 м3. Скреперы, перемещаемые гусеничными тракторами, в нагруженном состоянии без особых затруднений преодолевают подъемы до 20%. Скреперы могут быть использованы и для разработки плотных или промерзших на незначительную глубину грунтов с предварительным их рыхлением. Для рыхления грунта к ножу скрепера прикрепляют специальные зубья-рыхлители из высокоуглеродистой стали. При очень плотных или сильно промерзших грунтах применяют отдельные мощные рыхлители и даже предварительное взрывание (см. главу СНиП Ш-Б.4-62 «Земляные сооружения. Буро-взрывные работы. Правила производства и приемки работ»).

   

стр.1  стр.2  стр.3  стр.4  стр.5  стр.6  стр.7  стр.8  стр.9  стр.10