Подготовительные, погрузочно - разгрузочные и транспорные работы 5стр.

Основные сведения о безрельсовых дорогах

   К безрельсовым дорогам, используемым для перевозки грузов на строительстве, относятся грунтовые профилированные дороги с покрытием, дороги с настилом из хвороста, фашин (связки из хвороста), жердей и щитов, снеговые, ледяные и подвесные канатные дороги.

   Грунтовые дороги широко используют при строительстве водопроводно-канализационных и других линейных сооружений. Для увеличения пропускной способности грунтовым дорогам придают обтекаемый поперечный профиль путем перемещения грунта планировочными машинами (грейдерами) от краев к оси дороги. Грунтовые дороги прокладывают преимущественно по естественной поверхности земли с искусственным смягчением продольного профиля только на участках с крутым подъемом (при пересечении оврагов, на косогорах и т. п.).

   Дороги с искусственным покрытием проезжей части (из щебня, гравия, колотого камня, асфальтобетона), устраиваемые в населенных местах или на строительных площадках и в загородных условиях с интенсивным движением автомобильного транспорта, прокладывают в выемках, насыпях и на естественной поверхности земли. Земляное полотно автомобильных дорог во избежание снежных заносов, а также затопления водой при ливнях или при таянии снега должно возвышаться на 0,5—0,6 м над естественной поверхностью земли. Покрытие проезжей части, воспринимающей нагрузку от движущихся транспортных средств, назначают в зависимости от интенсивности движения. В покрытии различают два слоя: верхний — изнашивающийся, обеспечивающий ровность покрытия и воспринимающий касательные усилия от колес движущихся автомобилей, и нижний — несущий, который воспринимает вертикальную нагрузку. При выборе конструкции покрытия, кроме интенсивности движения, учитывают также грунтовые, климатические и гидрогеологические условия района расположения дороги. Окончательно вопрос решается на основании технико-экономических расчетов. При устройстве строительных дорог возможно использование наиболее простого и дешевого покрытия для первых периодов строительства, когда интенсивность движения невелика, с заменой его на более качественное покрытие по мере увеличения интенсивности движения.

   При строительстве временных дорог по заболоченной территории поверхность земляного полотна выравнивается и укрепляется хворостом и фашинами или настилом из жердей, бревен и щитов. Хворост настилают комлями к обочинам, а по краям дороги укладывают прижимные жерди, закрепляемые колышками. Жерди и бревна укладывают вплотную друг к другу на продольные лежни, размещаемые на расстоянии 0,7—1 м один от другого. Поверх настила из хвороста, фашин, жердей или бревен насыпается гравий или крупный песок слоем 15—20 см.

   При строительстве зданий и сооружений в городских условиях и на территории предприятий для устройства временных дорог часто используют специальные железобетонные плиты, которые по окончании строительства снимают и перевозят для использования на другой стройке. При круглогодичном ведении работ для доставки материалов к месту строительства иногда приходится прокладывать дороги по снегу или по льду естественного водоема. Снеговые дороги получают путем уплотнения снега гусеницами тракторов, катками и даже полозьями саней, на которых перевозят строительные грузы. При строительстве автомобильных дорог необходимо руководствоваться главой СНиП Ш-Д.5-62 («Автомобильные дороги. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию»).

   Выбор транспортных и погрузочно-разгрузочных средств в каждом случае производится с учетом технической возможности и экономической целесообразности их применения в конкретных условиях строительства. Снижение стоимости перевозок строительных материалов достигается за счет сокращения стоянок транспортных средств при погрузке и выгрузке (это достигается механизацией работ, применением сменных прицепов, саморазгружающихся автомобилей и т. д.); повышения скорости движения транспорта при хорошем содержании дорог; использования грузоподъемности транспортных средств и повышения так называемого коэффициента пробега, устанавливающего отношение полезного пробега к общему, и т. д.

   При выборе транспортных средств иногда учитывают возможность эксплуатации проектируемого для нужд строительства транспорта и после окончания строительства. При прочих равных условиях предпочтение отдается тому виду транспорта, который обеспечивает при меньших затратах наименьшую стоимость перевозок, показателем которой является стоимость перевозок 1 ткм грузов. Для определения стоимости 1 ткм перевозок устанавливают виды и объемы затрат, необходимые для устройства новых или улучшения существующих дорог, затраты на содержание дорог и транспортных средств (ремонт, топливо, смазка, заработная плата эксплуатационного персонала и т. д.), расходы на погрузку и выгрузку перевозимых грузов.

   

стр.1  стр.2  стр.3  стр.4  стр.5